Ко второй половине 18 века Сухиничи превратились в крупный торговый центр, служивший cкладочным" пунктом не только купечеству Калужской губернии, но и других, имеющих торговлю с иностранными государствами. До 6 тысяч подвод с хлебным товаром проходило в зимнее время через Сухиничи к Рижскому и Санкт-Петербургскому портам.

Приезжие купцы из Москвы, Калуги, Тулы, Брянска, Ржева завели свои конторы,построили каменные склады, начали торговлю. В центре села раскинулась большая торговая территория, где рядами располагались многочисленные лавки и вокруг которой строились каменные здания. Официальная дата рождения Сухиничей 1840 год, но это не значит, что именно в это время был заложен первый камень, поставлен первый сруб в основание города. В начале XV века великий князь литовский Витовт, завоевавший смоленское княжество, в числе волостей, которые он подарил перешедшим к нему на службу мещовским князьям, упоминаются и Сухиничи. Так что история Сухиничей по историческим документам насчитывает по меньшей мере 600 лет. За эти века многое пришлось испытать и пережить нашим предкам. Нашествие польских и литовских захватчиков, набеги крымских и степных татар, вторжение наполеоновских полчищ. В 1552 году вольное село Сухиничи царь Федор подарил Вознесенскому девичьему монастырю, который находился в Московском Кремле. После ликвидации монастырских владений в 1764 году оно было приписано к Московской экономической коллегии, получило наименование экономического, свободного от крепостной зависимости. Когда в XVIII веке стал быстро развиваться военный и торговый флот, во многих местах центральной России возникают мануфактуры по производству парусного полотна. Ко второй половине 18 века Сухиничи превратились в крупный торговый центр, служивший cкладочным" пунктом не только купечеству Калужской губернии, но и других, имеющих торговлю с иностранными государствами. До 6 тысяч подвод с хлебным товаром проходило в зимнее время через Сухиничи к Рижскому и Санкт-Петербургскому портам. Приезжие купцы из Москвы, Калуги, Тулы, Брянска, Ржева завели свои конторы,построили каменные склады, начали торговлю. В центре села раскинулась большая торговая территория, где рядами располагались многочисленные лавки и вокруг которой строились каменные здания.

 

В первой половине XIX века в Сухиничах складывается рынок пеньки всероссийского значения. Село становится важнейшим перевалочным пунктом в торговле между южной и центральной частями европейской России. Именно это обстоятельство переименовании села в безуездный,то есть не имеющий в своем подчинении уезда, город Сухиничи, куда также вошли три соседние деревни-Ханчиково, Тросна, Перновичи.

Постепенно центр села преобразился настолько, что стал походить на город.

Первого августа 1840 года открыт в Калужской губернии безуездный город Сухиничи. Новый город был учреждён Указом царя Николая не для нужд административного управления, а в видах промышленных.На гербе города отобразили торговые весы и две бочки, а над ними - царская корона. Первым головой города стал Семён Федорищев. Им было построено несколько зданий,в одном из них теперь учатся ученики младших классов средней школы №2, а раньше на нём красовалась вывеска "Булочная Федорищева", в которой торговал немец Тэппе. У него продавалась всегда свежая, вкусная и душистая выпечка. На втором этаже Федорищевского дома в 1900 году открылось высшее начальное училище с 4-летним сроком обучения. Дважды в год в городе собирались крупные ярмарки - двухдневная в начале мая и семидневная в сентябре, собиравшая по три и и более тысячи человек ежедневно.

В 1860 г. в городе было 945 зданий, из них только 5 каменных. Проживало 6148 человек. Женское население превышало мужское на 236 человек. В городе в это время было 3 церкви и 2 школы с тремя учителями.

В 1864 году во время земской реформы Сухиничи вошли в подчинение Козельскому уезду. К концу 19 века центр села стал выглядеть как город: были благоустроены главные улицы. Мощённых булыжником было две: центральная - называлась Болховская (ныне Ленина) и сравнительно короткая Соборная улица (ныне улица Кравченко). Благоустроена Яковлевская площадь, построено здание городской ратуши, деревянное здание больницы (1896 г.) и квартира для врачей и медперсонала; в 1876 году открылся банк, как показатель растущей торговли. Для улучшения обслуживания торговых операций была открыта летом 1878 года телеграфная станция. К 1880 году на пожертвования прихожан построена богадельня имени Чубыкина (белое здание школы №1) для 30 призреваемых, т.е для престарелых. После революции в нём была открыта школа второй ступени.

К 1880 году в городе было построено несколько каменных двухэтажных зданий, принадлежащих купцам Смолянову, Гагарину, Семионичеву, Анискову, Федорищеву, Шемякину. В начале 1900 годов на южной окраине Сухиничей между православным и старообрядческим кладбищем был насажен силами вольного пожарного общества городской сад, в котором часто играл оркестр пожарной дружины. Парк и теперь служит местом отдыха и народных гуляний сухиничан.

К 1912 году население города возрастает до 7000. Жилых строений 1070, 64 улицы.

В 1917 году город описан следующими словами: сам город был расположен на холме, одна сторона которого спускалась через обрыв к речке Брыни, а второй плавно переходил в поле, которое на горизонте завершалось лиственным лесом. Небольшая речка замечательна тем, что в старые времена по ней тянулись большие дремучие леса, которые известны были под именем Брынских. В густоте этих лесов некогда укрывались в скитах раскольники, потому их иногда официально называли последователями Брынской веры. Эти же леса служили притонами и шайкам разбойников.

Внутри той части холма, что направлен к реке, в овражках били ключи, вода которых служила в качестве питьевой для значительной части города. Около этих ключей, кроме колодцев для отбора воды, были сделаны настилы для полоскания белья. В те времена, да и позже в двадцатые годы непосредственное соседство водных источников для отбора питьевой воды и бассейнов для полоскания белья видимо не смущало местное руководство. Для снабжения ключевой водой таких учреждений как больница, школы, столовые, а также для снабжения ряда частников использовались водовозы, которые в деревянных бочках, прикрепленных зимой к саням, а летом к телегам, поднимали воду из ключей к местам ее непосредственного потребления. В некоторых местах города существовали и колодцы, но они были, как правило, очень глубокими, и питьевую воду из них доставали ручными деревянными воротами. Были и мелкие колодцы, но вода в них была непригодна для питья. В начале 20-х годов в центре города в помещении бывшей часовни была устроена водонапорная башня, из которой жителям по заранее продаваемым жетонам можно было заполучить питьевую воду.

Московско-Брянская железная дорога являлась довольно оживленной транспортной артерией. Через станцию Сухиничи-Узловая по этой дороге шли поезда товарные и пассажирские, причем последние имели значительные по времени остановки. Данков-Смоленск железная дорога была мало оживленной. В те времена через вторую станцию Сухиничи-главная проходил всего лишь один пассажирский поезд в одном направлении и столько же в обратном. Не имея оживленной связи с ближайшими и тем более с удаленными городками и населенными пунктами, город Сухиничи не развивался в культурном и промышленном отношении. Не было увеселительных мест для общения людей и их культурного досуга.

В 20-е годы единственным местом для общения молодежи зимой был клуб, основанный в помещении бывшего театра (в доме купца Семионичева), а также помещение созданного кинотеатра (в бывшем доме купца Смолякова). В теплое время года центром общения молодежи являлся парк, находившийся на окраине города в непосредственном соседстве с городским кладбищем, где по вечерам играл местный духовой оркестр, а молодежь танцевала под его сопровождение. Такое соседство грустных и увеселительных мест никого не смущало, и за отсутствием других мест общения парк никогда летом не пустовал, а звуки оркестра разносились почти по всем улицам городка.

Город Сухиничи не отличался чистотой улиц, мощеными были лишь две главных улицы, связывавшие вокзалы с окраинами. Однако вечерами, особенно в сырое и холодное время года по главным улицам загорались электрические лампочки, число которых было очень небольшим, но все-таки за ними достаточно внимательно следили, чтобы они постоянно горели. Никакого общественного транспорта в городе не существовало, зато извозчики на обеих станциях – узловой и главной всегда дежурили в большом количестве.

Итак, историческим центром города является территория от реки Брынь вверх по улице Ленина, родник на Баевке, ипподром в сторону автозавода, больница и старое кладбище. Современный центр города и будет представлять наибольший интерес для исследования, так как здесь названия улиц чаще менялись.

Крупнейшим событием в истории города стало развернувшееся в конце 19 века железнодорожное строительство. В 1898-1904 году через Сухиничи прошли две железные дороги: ветка Смоленск-Раненбург Рязанско-Уральской железной дороги и ветка Москва-Брянск Московско-Киево-Воронежской. Движение по линии Москва-Брянск-Киев было открыто 1 августа 1899 года, по линии Козлов-Раненбург-Данков-Смоленск в декабре 1900 года. Небольшой город стал обладателем двух железнодорожных станций. С постройкой железнодорожных линий город Сухиничи утратил свое былое значение как крупный торговый центр. В 1900 году был открыт участок Смоленск - Сухиничи-Узловые, а в 1935 - Рославль-Сухиничи-Главные. Новые железнодорожные станции, открывшиеся вскоре оборотное локомотивное депо, другие железно-дорожные службы дали работу сотням горожан и бедняков крестьян окрестных деревень. Соответственно растёт и город, т.е. микрорайоны Главные и Узловые.

В 1927 году город Сухиничи стал центром укрупненного уезда, в который вошли бывшие Козельский и Мещовский.

В 1929 году произошло новое административное деление. В составе областей выделены округа и районы. Сухинический округ западной области включал одиннадцать районов (примерно в теперешних границах). Через год округа были упразднены, и Сухинический район, как и другие, непосредственно стал подчиняться областному городу - Смоленску (а с 1944 года - Калуге).

В микрорайоне Узловые заработали заводы: кирпичный, овощесушильный, комбикормовый. На месте механических станций (МТС) выросло производственное объединение - "Сельхозтехника", улучшались условия труда - для населения строится жильё, построен клуб, школа,детский сад, выросли новые улицы В советское время, используя удобства географического положения, Сухиничи стали городом крупного промышленного строительства.

Созданы крупные производства, как самостоятельные. На его восточной окраине строится филиал производственного объединения "Москвич", где планировалось уже в 1993 году выпустить опытную партию нового "Москвича". И хотя завод так и не заработал, в Сухиничах появился новый микрорайон "Автозавод", где были построены современные пятиэтажки, детский сад, строилась школа, появились свои улицы.Построены фабрика пластмассовых изделий, филиалы больших объединений - филиал Московской "Большевички", Соболевский завод резиновой обуви - от объединения "Красный богатырь" в городе Москве. На территории района были открыты четыре буроугольных месторождения с общими запасами твердого топлива более двухсот миллионов тонн. С 1958 года началась добыча угля на Середейском месторождении. Сухинический район был и остается одним из крупных производителей сельскохозяйственной продукции по Калужской области. За последнее десятилетие были застроены центральные усадьбы Новосельского опытного хозяйства, колхозов имени Кирова, Суворова, Энгельса, совхоза "Соболевский". Каждый год в районе открывалось по школе. Так появились Субботниковская, Стрельненская, Шлипповская, Алнерская, Верховская школы. Построены пятиэтажки микрорайонов автозавода, угольной, станции Сухиничи-Главные, реконструирован стадион "Локомотив", "Калинов куст", новая железнодорожная больница. Планомерно идет газификация района. Газифицированы: пос. Середейский, Новосельское опытное производство, коллективное хозяйство "Луч", деревни Алнеры и Татаринцы. Продолжается газификация микрорайона Узловые, а также устанавливаются современные автоматические газовые котельные.

Каждый микрорайон города представляет интерес для краеведческих исследований.